Русский язык
3 класс
(Автор: учитель начальных классов МОУ Паршиковской СОШ Цимлянского района Ростовской области Алифанова Надежда Васильевна)
Тема урока: «Как еще могут изменяться слова?»
Цели:
развивать умения различать разные части речи, определять род и
число существительных; продолжить работу по изменению слов по
вопросам; познакомить учащихся с названиями падежей; развивать
интерес к предмету и любовь к родному языку.
Оборудование:
рисунки для словарной работы, сигнальные карточки (ж., м., с.)
ХОД УРОКА
I Чистописание
- Из букв проложена дорожка:
- Почему для продолжения дорожки выбраны именно эти буквы? (Это родственные окончания имен существительных)
II Словарная работа.
«Картинный диктант».
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся записывают название предмета.
- Слова какой части речи вы написали?
- Докажите, что написаны имена существительные.
- Что можем определить у существительного? (число, род)
- Какой признак является постоянным? (род)
- Укажите род записанных существительных.(При определении рода используются сигнальные карточки)
3. Работа по теме урока.
1) – Какое последнее имя существительное вы записали? (медведь)
· Кто это такой?
· Каков внешний вид?
· Приходилось ли вам видеть это животное? Где?
· Что читал о нем?
(Медведь – дикое животное. Я видела медведя в зоопарке. Медведю лучше жить на воле. В лесу за медведем лучше наблюдать издали. Сила у медведя огромная. Учёные говорят о медведе с уважением).
Какое слово употребляют чаще других?
К какой части речи оно относится?
Задайте вопрос к этому слову в каждом предложении.
Прочтите из. Как вы думаете, что можно сказать об этих вопросах?
Сегодня мы познакомимся с названием падежей.
IV Работа по учебнику: № 197
Вы знаете, что у первого падежа есть название – именительный. А у других? Прочитай общение, а потом дай ответ (см. таблицу)
Название падежей |
Слова-подсказки |
Вопросы |
Предлоги |
Именительный |
Есть, это |
Кто, что |
- |
Родительный |
Нет, много |
Кого, чего |
Из, от |
Дательный |
Дать |
Кому, чему |
К, по |
Винительный |
Винить, видеть |
Кого, что |
На, в |
Творительный |
Творить, делать |
Кем, чем |
С, за |
Предложный |
Говорить, быть |
О ком, о чем |
В, на, о |
-В словах –подсказках каких падежей есть объяснение их названий, а в каких - нет?
V Закрепление: Игра «Назови падеж» (на основе материала данной таблицы)
- Я задумала два имени существительных. Они отвечают на вопросы кому? чему? В каком они падеже?
Подберите слова и напечатайте их на компьютере в этом падеже (с предлогом или без).
(Аналогично проводится работа с другими падежами).
в) выполнение задания № 202 (письменно). После устного объяснения задание выполняется самостоятельно. 2 человека работают у доски. Затем работы проверяются путем взаимопроверки.
VI Подведение итогов урока.
-Какой вид работы на уроке был для вас наиболее интересным? Почему?
VII Домашнее задание: № 204